Алексей Надёжин (ammo1) wrote,
Алексей Надёжин
ammo1

Как я управлял «Сапсаном»

Скоростной поезд «Сапсан» очень прост в управлении. Основное управление ходом - это всего два рычага. Первый – «газ», второй – «тормоз».



Для нештатных ситуаций есть ещё много других органов управления, таких как экстренный тормоз или педаль подсыпки песка под колёса. «Сапсан» максимально компьютеризирован и автоматически распознает множество проблем и неисправностей.


Конечно же, я управлял не настоящим «Сапсаном». Я побывал в Санкт-Петербургском Центре подготовки персонала по обслуживанию высокоскоростных поездов.



Там установлены тренажёры-симуляторы «Сапсана» и «Ласточки», которые используются при подготовке машинистов.



Тренажёры полностью повторяют кабину и все органы управления скоростных поездов и позволяют отрабатывать как обычное управление поездом, так и множество нештатных ситуаций. Оператор может менять погоду, создавать любые ситуации на дороге.



Компания-производитель тренажёра создала модель участка пути, полностью повторяющую реальный отрезок железной дороги «Москва – Санкт-Петербург». Российские специалисты сейчас создают и другие виртуальные модели, чтобы машинисты обучались именно на тех участках, где им предстоит работать.



Кабина тренажёра установлена на динамических подвесах, создающих полную иллюзию движения. Чувствуется ускорение, торможение, раскачивание на стрелках. Когда практикант по ошибке попробовал проехать стрелку на скорости 170 км/час, кабину качнуло так, что он упал с кресла. :)



В случае возникновения нештатной ситуации, требующей от машиниста остановить поезд, выйти из кабины и перейти в другой вагон, практикант выходит из кабины тренажёра и отрабатывает любое действие, которое должно производиться не в кабине, на специальном экране с тачскрином.



Даже все электрические рубильники-автоматы «Сапсана» в тренажёре работают.



Тренажёром управляют пять компьютеров, часть из которых работает на Linux, а часть на обычной Windows XP.



В процессе тренировки оператор тренажёра видит все экраны «Сапсана», а также практиканта, и может общаться с ним через громкую связь.



Дополнительные мониторы установлены в классе. Они помогают практикантам, ждущим своей очереди, следить за ситуацией и учиться на чужих ошибках.

А это уже «Ласточка». В отличие от тренажёра «Сапсана», произведенного в Германии, это устройство разработано и изготовлено уже в России.



Электрические «автоматы» у «Ласточки» виртуальные - на экране с тачскрином. Это удобно тем, что оператор тренажёра может «выключать» определённые автоматы.



Рабочее место оператора тренажёра «Ласточка».



Компьютерная стойка, обслуживающая тренажёр.



А это уже кабина настоящего «Сапсана», на котором я ехал обратно в Москву.



Входить в кабину запрещено даже работникам поезда, поэтому я снимал через стекло.


Несколько интересных фактов о поезде Сапсан:

Поездом управляет один машинист. На его запястье надет браслет, контролирующий пульс. Кроме того через определённый промежуток времени на экране одного из мониторов появляется знак, увидев который машинист должен нажать специальную кнопку. Если он не нажмёт её, поезд автоматически остановится.

Разные железные дороги имеют разное питание с постоянным или переменным напряжением. У «Сапсана» есть две группы токоприёмников, и он может питаться от любых сетей, просто поднимая и опуская нужные токоприёмники. Разумеется, автоматика не позволит поднять токоприёмники, не соответствующие типу сети.

Питающий провод-трос натянут не ровно - так, чтобы он всегда двигался по токоприёмнику из стороны в сторону и не прорезал канавку.

Для устранения проскальзывания по очень скользким путям у «Сапсана» есть механизм, подсыпающий песок на колёса.

«Сапсан» настолько популярен, что некоторые поезда пускают сдвоенными - по 20 вагонов.

Навигационная система на «Сапсане» - российского производства. Комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У) помогает машинисту вести поезд, позволяет узнать, свободны ли блок-участки пути, предупреждает о превышении скорости и экстренно останавливает поезд в случае опасности.

Всего в конструкции поезда использованы более 150 российских разработок и технологий.

В штатном режиме движения основное, что делает машинист, - нажимает на гудок. «Сапсан» гудит перед каждой станцией и полустанком, которые он пролетает на скорости до 220 км/час.

Вы удивитесь, но у «Сапсана» регулярно обновляется «прошивка». Производитель поезда - немецкая компания Siemens - постоянно выпускает обновления встроенного программного обеспечения поезда.



p.s. Спасибо РЖД за возможность посетить учебный центр и попробовать себя в роли машиниста «Сапсана».


Tags: Репортаж
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Компьютерные игры без графики

    Сейчас уже немногие знают, что первые игры создавались на компьютерах, у которых не было графического экрана. Движущиеся элементы в игре составлялись…

  • Чудо в перьях

    Количество иностранных фанатов, приехавших на футбол, поражает. Вчера мобильные операторы сообщили, что в роуминге в России с начала чемпионата…

  • Самый необычный парк развлечений

    Парк развлечений Linnanmaki в Хельсинки внешне похож на другие подобные парки, но есть одно очень существенное отличие. Вход в парк бесплатный…

  • Роботы, как люди

    Робототехника давно вошла в нашу жизнь: роботы собирают автомобили, холодильники и телевизоры, отвечают на наши звонки в службы поддержки больших…

  • Светильник для мебели, кухни или ванной

    В проекте Lamptest.ru я протестировал уже больше двух тысяч светодиодных ламп, но светодиодное освещение это не только лампы-ретрофиты под…

  • Большой брат резко поумнел

    На конференции ЦИПР, которая прошла в Иннополисе, было много интересного. Одной из самых интересных разработок, показанных там, была система…

  • Аккумуляторная пилилка за 2000 рублей

    Проходил вчера мимо магазина инструментов и просто так зашёл "поглазеть". Увидел там маленькую аккумуляторную пилу 2-в-1 (лобзик/сабельная пила) и,…

  • Получил награду Хабрахабр

    В последний день мая Хабрахабр, ставший теперь просто http://habr.com праздновал своё 12-летие и вручал премии лучшим авторам. Так получилось, что…

  • Чем слушать музыку на компьютере?

    C просмотром фото на компьютере проблема давно решена - замечательный бесплатный FSViewer ( ammo1.livejournal.com/96767.html) я использую не только…

Buy for 300 tokens
У меня пополнение коллекций! Разрешите похвалиться :) Больше 19 лет я коллекционирую пробки. Есть специальные альбомы, в которых они хранятся. Последнее время мне редко попадаются интересные экземпляры. Но у меня есть френд, который регулярно пополняет мою коллекцию. Вот, на днях притащил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →