Алексей Надёжин (ammo1) wrote,
Алексей Надёжин
ammo1

Categories:

Путешествие внутрь органа

Орган - самый большой и сложный музыкальный инструмент. Фактически, орган это целый духовой оркестр, а каждый из его регистров - отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.
В Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки установлен самый большой орган в России. Мне посчастливилось увидеть его с той стороны, с которой его очень мало, кто видел.




Этот орган изготовлен в 2004 году в Германии консорциумом фирм Glatter Gotz и Klais, считающимися флагманами органостроения. Орган разрабатывался специально для Московского Международного Дома Музыки. У органа 84 регистра (в обычном органе количество регистров редко превышает 60) и более шести тысяч труб. Каждый регистр - отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.

Высота органа - 15 метров, вес 30 тонн. Стоимость - два с половиной миллиона евро.



О том, как устроен орган, мне рассказал доцент кафедры акустики МГУ Павел Николаевич Кравчун, являющийся главным смотрителем органов Московского международного Дома музыки и принимавший участие в разработке этого инструмента.



У органа пять клавиатур - четыре ручные и одна ножная. Удивительно, но ножная клавиатура вполне полноценна и некоторые простые произведения можно исполнять одними ногами. На каждом мануале (ручной клавиатуре) по 61 клавише. Справа и слева - ручки включения регистров.



Хоть орган и выглядит совершенно традиционным и аналоговым, на самом деле он частично управляется компьютером, который прежде всего запоминает пресеты - наборы регистров. Переключаются они кнопками на торцах мануалов.



Пресеты сохраняются на обычной дискете. Конечно, в компьютерной технике дисководы уже почти не используются, но тут он исправно работает.



Для меня было открытием узнать, что каждый органист является импровизатором, ведь в нотах или совсем не указывается набор регистров или указываются общие пожелания. Во всех органах общий только базовый набор регистров, а их количество и тональность могут сильно отличаться. Только лучшие исполнители могут быстро адаптироваться к огромному набору регистров органа Светлановского зала и использовать его возможности в полной мере.

Помимо ручек, у органа есть рычаги, переключаемые ногами и педали. Рычаги включают и отключают различные функции, управляемые компьютером. Например, объединение клавиатур и эффект нарастания, управляемый вращающейся педалью-роликом, по мере вращения которого подключаются дополнительные регистры и звук становится насыщенней и мощнее.

Для улучшения звучания органа (а заодно и других инструментов) в зале смонтирована электронная система Constellation, включающая множество микрофонов и миниколонок-мониторов на сцене, опускающихся с потолка на тросах с помощью моторов и множества микрофонов и колонок в зале. Это не система звукоусиления, при её включении звук в зале не становится громче, он становится равномернее (зрители на боковых и дальних местах начинают слышать музыку так же хорошо, как зрители в партере), кроме того может добавляться реверберация, улучшающая восприятие музыки.



Воздух, с помощью которого звучит орган, подаётся тремя мощными, но очень тихими вентиляторами.



Для равномерной его подачи используются ... обычные кирпичи.



Они прижимают меха. Когда вентиляторы включены, меха раздуваются, а вес кирпичей обеспечивает необходимое давление воздуха.



Воздух подаётся в орган по деревянным трубам.

Удивительно, но большинство заслонок, заставляющих трубы звучать, управляются чисто механически - тягами, длина некоторых из которых превышает десять метров. Когда к клавиатуре подключено много регистров, органисту бывает очень нелегко продавить клавиши. Конечно же, в органе есть система электрического усиления, при включении которой клавиши нажимаются легко, но высококлассные органисты старой школы всегда играют без усиления - ведь только так можно менять интонации, изменяя скорость и силу нажатия клавиш. Без усиления орган - чисто аналоговый инструмент, с усилением - цифровой: каждая труба может только звучать или молчать.

Так выглядят тяги, идущие от клавиатур к трубам. Они деревянные, так как дерево наименее подвержено температурному расширению.



Внутрь органа можно зайти и даже пролезть по маленькой "пожарной" лестнице по его этажам. Внутри очень мало места, поэтому по фотографиям сложно ощутить масштабы конструкции, но всё же я попробую показать вам, то что увидел.



Трубы отличаются по высоте, толщине и форме.



Некоторые трубы деревянные, некоторые металлические из оловянно-свинцового сплава.



Перед каждым большим концертом орган настраивается заново. Процесс настройки занимает несколько часов. Для настройки концы самых маленьких труб немного развальцовываются или завальцовываются специальным инструментом, у труб побольше есть регулировочный стержень.



У больших труб есть вырезанный лепесток, который может немного откручиваться и закручиваться для настройки тона.



Самые большие трубы издают инфразвук от 8 Гц, самые маленькие - ультразвук.



Уникальной особенностью органа ММДМ является наличие горизонтальных труб, обращённых в зал.



Предыдущий кадр я сделал с маленького балкончика, на который можно выйти изнутри органа. Он служит для настройки горизонтальных труб. Вид зрительного зала с этого балкончика.



Небольшое количество труб имеет только электропривод.



А ещё у органа есть два звукоизобразительных регистра или "спецэффекта". Это "колокольчики" - звон семи колокольчиков подряд и "птички" - чириканье птичек, происходящее благодаря воздуху и дистиллированной воде. Павел Николаевич демонстрирует, как работают "колокольчики".



Удивительный и очень сложный инструмент!

Система Constellation отправляется в режим парковки, а я на этом заканчиваю рассказ о самом большом музыкальном инструменте нашей страны.



Спасибо пресс-службе Московского Международного Дома Музыки и Ирине Черкасовой rodham за возможность увидеть "короля инструментов" изнутри.

© 2017, Алексей Надёжин




Основная тема моего блога - техника в жизни человека. Я пишу обзоры, делюсь опытом, рассказываю о всяких интересных штуках. А ещё я делаю репортажи из интересных мест и рассказываю об интересных событиях.
Добавьте меня в друзья здесь. Запомните короткие адреса моего блога: Блог1.рф и Blog1rf.ru.

Второй мой проект - lamptest.ru. Я тестирую светодиодные лампы и помогаю разобраться, какие из них хорошие, а какие не очень.
Tags: Как это работает, Фотоотчет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Чем полезен Оциллококцинум :)

    Недавно я рассказывал о том, почему ломаются проточные водонагреватели Atmor и как их чинить ( ammo1.livejournal.com/1068192.html). Причина в…

  • Китайцы изобрели Wago

    Немецкая фирма Wago создала весьма удачные соединители проводов Wago 222 и Wago 221, а китайцы усовершенствовали их, выпустив коннекторы, которых не…

  • Калькулятору 30 лет, батарейки не сели!

    Случайно наткнулся на свой старый калькулятор и очень удивился тому, что он работает, батарейки не сели. Этот калькулятор MBL я купил…

  • Запустил аккумуляторную косилку!

    Купленную вчера по дешёвке косилку Makita удалось запустить без родных аккумуляторов. У меня лучшие в мире читатели! Спасибо…

  • Не было у меня забот, но купил я порося (зачёркнуто) аккумуляторную косилку

    Думал я о беспроводной косилке, размышлял над самоходными бензиновыми (ammo1.livejournal.com/1067246.html), поглядывал на аккумуляторные, читая…

  • Рыбопровод

    Продолжаю тему "бывает же такое". В Америке начали строить системы транспортировки живой рыбы. Американская компания Whooshh Innovations…

  • Самый необычный электроинструмент

    Фейсбук показал мне рекламу электроинструмента, о назначении которого я по фото догадаться не смог. :) Оказалось, это аккумуляторный чистильщик…

  • Лучший способ выбора арбуза

    Половина арбузов, которые я покупал раньше, оказывались не очень вкусными и не очень сладкими. Три года назад я узнал о способе, позволяющем выбрать…

  • Колодезный насос

    Удивительно, но в продаже очень мало моделей насосов для колодцев. Пришлось брать не то, что нужно, а то, что есть. От колодезного насоса,…

Buy for 200 tokens
В эти выходные проходит фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж". В нем принимают участие не только звезды российского джаза, но и иностранные исполнители. Программу открыл квинтет Анатолия Текучёва. Впервые в жизни услышала виброфон. В прошлом году я открыла для себя флейту в джазе, в этом году…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →