Алексей Надёжин (ammo1) wrote,
Алексей Надёжин
ammo1

Category:

Точность измерений

Я столкнулся с фактом, который удивил меня и скорее всего удивит и вас. Оказывается, измерить напряжение в сети с точностью хотя бы до одного вольта - почти невыполнимая задача.



Шесть приборов на этом фото показывают разные значения, причём максимальное отличается от минимального, более чем на 6 вольт.


В процессе подготовки статьи об измерителях мощности я провёл эксперимент с одновременным измерением сетевого напряжения несколькими приборами и получив такие разные результаты начал разбираться с точностью.

Обычно для цифровых приборов производители указывают точность в виде ±(0.8%+10). Эта запись означает плюс-минус 0.8% плюс 10 единиц младшего разряда. Например, если прибор измеряет напряжение и показывает целые и десятые значения, то при напряжении 230 вольт его точность будет ±(230/100*0.8+10*0.1), то есть ±2.84 В (десять единиц младшего разряда в данном случае составляют 1 вольт).

Иногда указывается точность в виде ±(0.5FS+0.01). FS - это Full Scale. Такая запись означает, что прибор может иметь отклонения показаний до 0.5% от предела диапазона измерения плюс 0.01 вольта (если это вольтметр). Например, если диапазон 750V и указано ±(0.5FS+0.01), отклонение может быть до ±(750/100*0.5+0.01), т. е. ±3.76 В независимо от того, какое напряжение измеряется.

Есть два неприятных нюанса.

Часто в характеристиках прибора производители указывают общие значения точности для типа измерения, а на отдельных диапазонах всё может быть ещё хуже. Так, для моего мультиметра UNI-T UT61E, который я всегда считал очень точным, для измерения переменного напряжения везде, в том числе на сайте производителя указана точность ±(0.8%+10), но если внимательно почитать инструкцию, на 48й странице можно обнаружить вот такую табличку:



В диапазоне 750 V на частоте сети точность измерения на самом деле составляет ±(1.2%+10), то есть ±3.76 В на напряжении 230 В.

Второй нюанс в том, что запись точности зависит от того, сколько знаков после запятой показывает прибор. ±(1%+3) может оказаться точнее, чем ±(1%+20), если первый прибор показывает один знак после запятой, а второй два. В характеристиках приборов количество знаков после запятой на каждом диапазоне указывают редко, поэтому о реальной точности можно только гадать.

Второй нюанс в том, что запись точности зависит от того, сколько знаков после запятой показывает прибор. ±(1%+20) может оказаться точнее, чем ±(1%+3), если первый прибор показывает два знака после запятой, а второй один. В характеристиках приборов количество знаков после запятой на каждом диапазоне указывают редко, поэтому о реальной точности можно только гадать.

Из таблички, приведённой выше, я узнал удивительное. Оказывается, мой UNI-T UT61E на напряжении до 220 вольт показывает два знака после запятой, и значит имеет точность ±1.86 В на напряжении 220 В, ведь в данном случае в записи ±(0.8%+10) 10 - это всего лишь 0.1 В, а вот при напряжении более 220 вольт он начинает показывать один знак после запятой и точность снижается более, чем вдвое.

Я вам ещё не сосем заморочил голову? :)

С моим вторым мультиметром Mastech MY65 всё ещё интереснее. На его коробке указана точность измерения переменного напряжения для диапазона 750V ±(0.15%+3). У прибора в этом диапазоне один знак после запятой, значит точность вроде как ±0.645 В на напряжении 230 В.

Но не тут то было! В коробке лежит инструкция, в ней уже ±(1%+15) на том же диапазоне 750 V, а это уже ±3.8 В на напряжении 230 В.

Но и это ещё не всё. Смотрим официальный сайт. А там уже ±(1.2%+15), то есть ±4.26 В на 230 В. Точность неожиданно уменьшилась почти в семь раз!

Этот MY65 вообще странный. Под этим названием продаются два разных мультиметра. Вот, например на одном и том же сайте зелёный MY65 и жёлтый MY65 с разными возможностями, разной конструкцией и разными параметрами.

В китайских интернет-магазинах часто встречается вот такая штука за 3.5 доллара, которая втыкается в розетку и показывает напряжение.



Знаете, какая у неё точность? ±(1.5%+2). Теперь вы знаете, как это расшифровать. Штука показывает целые вольты, значит на напряжении 230 вольт её точность составляет ±(230/100*1.5+2), то есть ±5.45 В. Как в анекдоте, плюс-минус трамвайная остановка.

Так как же измерить напряжение в сети с гарантированной точностью хотя бы до вольта в бытовых условиях? А никак!
Самый точный мультиметр, который мне удалось найти в сети - UNI-T UT71C стоит $136 и при измерении переменного напряжения в диапазоне 750 V показывает два знака после запятой и имеет точность ±(0.4%+30), то есть на напряжении 230 вольт ±1.22 В.

На самом деле всё не так плохо. Многие приборы имеют реальную точность на порядок выше заявленной. Но эта точность не гарантируется производителем. Может будет гораздо точнее, чем обещали, а может и нет.

p.s. Спасибо Олегу Артамонову olegart за консультации при подготовке статьи.

© 2016, Алексей Надёжин




Основная тема моего блога - техника в жизни человека. Я пишу обзоры, делюсь опытом, рассказываю о всяких интересных штуках. А ещё я делаю репортажи из интересных мест и рассказываю об интересных событиях.
Добавьте меня в друзья здесь. Запомните короткие адреса моего блога: Блог1.рф и Blog1rf.ru.

Второй мой проект - lamptest.ru. Я тестирую светодиодные лампы и помогаю разобраться, какие из них хорошие, а какие не очень.
Tags: Измерения, Тестирование, Электрика, Электроника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Банк Tinkoff дарит новым клиентам ... НОСКИ! :)

    Сразу вспомнилась реклама "Купи квартиру - получи бейсболку в подарок". У Tinkoff сегодня действительно началась акция - тем, кто закажет до 22…

  • OLED-экраны на бутылках с газировкой

    Coca-Cola и Walt Disney запустили в Сингапуре необычную рекламную кампанию. Выпущены бутылки, на этикетках которых световые мечи светятся красным и…

  • Как смарт телевизоры шпионят за пользователями

    Все современные смарт-телевизоры ежеминутно отправляют производителю информацию о том, что смотрит пользователь. Нашёл пункт, разрешающий это, в…

  • Как взламывают Wi-Fi

    Если вы думаете, что это скриншот интерфейса роутера D-Link вы ошибаетесь. Это скриншот подделки его интерфейса, генерируемый программой взлома…

  • Самый (бес)полезный товар на Aliexpress

    Из отзывов: "Это лучшее, что я купил на Али. Это вообще лучшая вещь, которую я когда-либо купил!". За 3.5 доллара на Алиэкспрессе продают 500…

  • Дезодорант без запаха

    Это не реклама. Производитель и продавцы ничего не знают об этом посте. Я не люблю парфюмерные запахи и всю жизнь пользуюсь дезодорантами без…

  • Высокий CRI по-китайски

    На Aliexpress начали появляться светодиодные лампы, в описании которых продавцы указывают высокий индекс цветопередачи CRI 90. Я протестировал две…

  • Удивительная Малайзия

    Если вы не были в Китае, Индии и арабских странах, их национальный колорит можно ощутить в стране, где на одной улице могут рядом стоять мечеть,…

  • Смартфон Vivo V17

    В Малайзии, откуда я недавно вернулся, рекламу смартфонов Vivo можно увидеть буквально на каждом углу. У нас этот бренд пока не так известен, но…

promo neferjournal 19:00, yesterday 13
Buy for 200 tokens
Во время путешествия по Малайзии мне довелось увидеть настоящую драгу. И не только увидеть, но о побывать на ней! Это огромная махина весом 4500 тонн. Агрегат 75 метров в длину, 35 метров в ширину и 3 метра в глубину. Любители промтуризма оценят :) По-английски штуковина называется Tanjung…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 113 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →