Мой репортаж о смартфоне-мобильном терминале РЖД (http://ammo1.livejournal.com/434510.html) вызвал огромный резонанс. В интернете появились десятки публикаций, использовавших мои фотографии.
Многие подумали, что в основе смартфона РЖД лежит какой-то китайский смартфон и это чуть-ли не OEM-модель неизвестного китайского производителя. На самом деле всё не так. Корпус, схема и плата смартфона были разработаны специально для этого проекта. Схемотехника основана на референсном дизайне производителя процессора - компании Quallcom.
Фото начинки смартфона отсюда.
Все основные компоненты смартфона сделаны на заказ. Это батарея, камера, тачскрин, не говоря уж про все контакты, антенны, мембраны влагозащиты, различные прокладки и наклейки.
Вот, к примеру, модуль 5-мегапиксельной камеры с автофокусом и вспышкой. PM450 - инженерный номер смартфона РЖД.
В роли системного интегратора выступила компания R-Style. Контрактный разработчик и производитель - российская компания, имя которой меня попросили не называть. Смартфон был произведён в Китае на заказ.
Android, который никогда не увидит железнодорожник, пользующийся смартфоном.
На сайте R-Style приведена фотография прототипа, выпущенного год назад, и приведены его технические параметры: http://www.r-style.com/products/FRMD101A.
Фактические параметры смартфона таковы:
Процессор: ARM, 1.2Ггц, двухъядерный;
Память: 512/768 Мбайт RAM, 4096 Мбайт ROM, поддержка карт памяти SD/mini-SD/micro-SD (SDHC до 32 ГБ);
Операционная система: Android v.4.Х;
Экран: 4.5", 960х540, сенсорный, резистивный;
Связь: GSM, GPRS (11 класса), EDGE, UMTS/HSDPA, SMS (Short Message Service), Wi-Fi IEEE 802.11 b/g/n;
Определение местоположения: GPS / ГЛОНАСС;
Датчики: акселерометр;
Мультимедиа: камера 5.0 Мп с автофокусом, вспышка, усиленный микрофон, динамик;
Аппаратные кнопки: телефон, диктофон, фотоаппарат, регулировка громкости, сканер штрих-кодов;
Интерфейсы: считыватель контактных смарт-карт ISO 7816, сканер 1d/2d штрихкодов, USB (на док-станции, клиент v2.0, хост v2.0 OnTheGо), разъем док-станции;
Питание: основная батарея 5000 мАч, резервная батарея 800 мАч. Время автономной работы от аккумулятора — не менее 8 часов, время полной зарядки — не более 5 часов.
Размеры и вес: 177x79x35 мм, 365 гр.
Защита от внешних воздействий: диапазон рабочих температур от -20°С до +55°С, эксплуатация при относительной влажности 95%, класс герметизации IP54, многократные падения с высоты 1,8 м, сопротивление электростатическому разряду: ± 15кВ воздушный разряд; ± 8КВ прямой разряд
Основная причина шумихи вокруг смартфона от РЖД в интернете - его цена. На выставке мне называли довольно низкую стоимость, однако оказалось, что смартфон будет недорого стоить при дальнейшем производстве, но первая партия из 330 штук обошлась гораздо дороже - по 47000 рублей за штуку, ведь в стоимость первой партии была включена стоимость разработки и многие неочевидные расходы:
• Разработка схемотехники основной платы;
• Разработка конструкции дизайна корпуса;
• Комплект пресс-форм корпуса;
• Комплект пресс-форм док-станции и корпуса батарейного отсека;
• Комплект штампов для изготовления металлических контактов и макетирование;
• Разработка программного обеспечения драйверов сенсорного экрана, контроллера батареи, порта USB, сканера штрих-кодов;
• Предоставление исходных кодов программного обеспечения, поддержка;
• Регистрация декларации о соответствии средства связи в Федеральном агентстве связи.
В сумме эти расходы составили около 300 тысяч долларов. Любой опытный производственник скажет, что для такого проекта это очень дёшево.
Изготовление первой партии из 350 штук, в том числе 20 образцов для отладки, включая расходы на комплектующие, производство, сборку и тестирование обошлось около 160 тысяч долларов, то есть в расчете на одно устройство из 330 закупленных штук – $485.
Партия была маленькая, поэтому стоимость разработки, включённая в стоимость первых смартфонов, дала утроение цены.
При дальнейших заказах цена смартфона при его уровне защищённости и оснащения получается весьма низкой. Для сравнения вот стоимость аналогичных по защищённости устройств:
CASIO DT-X30 - 60000 руб.
Pidion BIP-5000-B7 - 45000 руб.
Symbol MC9590 - 70000 руб.
M3 Green MC-6500 - 46000 руб.
DATALOGIC FALCON X3 - 58000 руб.
Техника-Сервис Кулон - 60000 руб.
Не стоит сравнивать мобильный терминал РЖД с обычными смартфонами. У него другое предназначение и другая конструкция: это промышленное защищённое устройство, выдерживающее тяжёлые условия эксплуатации (мороз, снег, дождь, удары). Он имеет сертификацию IP54, но утверждается, что вполне соответствует IP67, просто пока не сертифицирован по этому классу защиты. В смартфоне специально (а вовсе не из экономии) применён резистивный тачскрин, позволяющий нажимать на экран любыми предметами и руками в перчатках. В смартфоне установлен лазерный сканер штрих-кодов (да, в бытовых условиях штрихкоды можно сканировать и камерой, но лазером быстрее и надёжней). Картирдер позволяет идентифицировать пользователя и работать с электронной подписью. Для зарядки аккумулятора используется зарядный стакан.
Сейчас проходят испытания смартфона на сети железных дорог, по их завершении будет принято решение о закупке большой партии смартфонов или необходимости доработки модели.
Ещё три картинки внутренностей смартфона я опубликовал на Хабре: http://habrahabr.ru/post/202698.
p.p.s. Обещанный репортаж о вычислительном центре РЖД в Санкт-Петербурге будет на следующей неделе.
Journal information