Orange

Путешествие внутрь органа

Орган - самый большой и сложный музыкальный инструмент. Фактически, орган это целый духовой оркестр, а каждый из его регистров - отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.
В Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки установлен самый большой орган в России. Мне посчастливилось увидеть его с той стороны, с которой его очень мало, кто видел.




Этот орган изготовлен в 2004 году в Германии консорциумом фирм Glatter Gotz и Klais, считающимися флагманами органостроения. Орган разрабатывался специально для Московского Международного Дома Музыки. У органа 84 регистра (в обычном органе количество регистров редко превышает 60) и более шести тысяч труб. Каждый регистр - отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.

Высота органа - 15 метров, вес 30 тонн. Стоимость - два с половиной миллиона евро.



О том, как устроен орган, мне рассказал доцент кафедры акустики МГУ Павел Николаевич Кравчун, являющийся главным смотрителем органов Московского международного Дома музыки и принимавший участие в разработке этого инструмента.



У органа пять клавиатур - четыре ручные и одна ножная. Удивительно, но ножная клавиатура вполне полноценна и некоторые простые произведения можно исполнять одними ногами. На каждом мануале (ручной клавиатуре) по 61 клавише. Справа и слева - ручки включения регистров.



Хоть орган и выглядит совершенно традиционным и аналоговым, на самом деле он частично управляется компьютером, который прежде всего запоминает пресеты - наборы регистров. Переключаются они кнопками на торцах мануалов.



Пресеты сохраняются на обычной дискете. Конечно, в компьютерной технике дисководы уже почти не используются, но тут он исправно работает.



Для меня было открытием узнать, что каждый органист является импровизатором, ведь в нотах или совсем не указывается набор регистров или указываются общие пожелания. Во всех органах общий только базовый набор регистров, а их количество и тональность могут сильно отличаться. Только лучшие исполнители могут быстро адаптироваться к огромному набору регистров органа Светлановского зала и использовать его возможности в полной мере.

Помимо ручек, у органа есть рычаги, переключаемые ногами и педали. Рычаги включают и отключают различные функции, управляемые компьютером. Например, объединение клавиатур и эффект нарастания, управляемый вращающейся педалью-роликом, по мере вращения которого подключаются дополнительные регистры и звук становится насыщенней и мощнее.

Для улучшения звучания органа (а заодно и других инструментов) в зале смонтирована электронная система Constellation, включающая множество микрофонов и миниколонок-мониторов на сцене, опускающихся с потолка на тросах с помощью моторов и множества микрофонов и колонок в зале. Это не система звукоусиления, при её включении звук в зале не становится громче, он становится равномернее (зрители на боковых и дальних местах начинают слышать музыку так же хорошо, как зрители в партере), кроме того может добавляться реверберация, улучшающая восприятие музыки.



Воздух, с помощью которого звучит орган, подаётся тремя мощными, но очень тихими вентиляторами.



Для равномерной его подачи используются ... обычные кирпичи.



Они прижимают меха. Когда вентиляторы включены, меха раздуваются, а вес кирпичей обеспечивает необходимое давление воздуха.



Воздух подаётся в орган по деревянным трубам.

Удивительно, но большинство заслонок, заставляющих трубы звучать, управляются чисто механически - тягами, длина некоторых из которых превышает десять метров. Когда к клавиатуре подключено много регистров, органисту бывает очень нелегко продавить клавиши. Конечно же, в органе есть система электрического усиления, при включении которой клавиши нажимаются легко, но высококлассные органисты старой школы всегда играют без усиления - ведь только так можно менять интонации, изменяя скорость и силу нажатия клавиш. Без усиления орган - чисто аналоговый инструмент, с усилением - цифровой: каждая труба может только звучать или молчать.

Так выглядят тяги, идущие от клавиатур к трубам. Они деревянные, так как дерево наименее подвержено температурному расширению.



Внутрь органа можно зайти и даже пролезть по маленькой "пожарной" лестнице по его этажам. Внутри очень мало места, поэтому по фотографиям сложно ощутить масштабы конструкции, но всё же я попробую показать вам, то что увидел.



Трубы отличаются по высоте, толщине и форме.



Некоторые трубы деревянные, некоторые металлические из оловянно-свинцового сплава.



Перед каждым большим концертом орган настраивается заново. Процесс настройки занимает несколько часов. Для настройки концы самых маленьких труб немного развальцовываются или завальцовываются специальным инструментом, у труб побольше есть регулировочный стержень.



У больших труб есть вырезанный лепесток, который может немного откручиваться и закручиваться для настройки тона.



Самые большие трубы издают инфразвук от 8 Гц, самые маленькие - ультразвук.



Уникальной особенностью органа ММДМ является наличие горизонтальных труб, обращённых в зал.



Предыдущий кадр я сделал с маленького балкончика, на который можно выйти изнутри органа. Он служит для настройки горизонтальных труб. Вид зрительного зала с этого балкончика.



Небольшое количество труб имеет только электропривод.



А ещё у органа есть два звукоизобразительных регистра или "спецэффекта". Это "колокольчики" - звон семи колокольчиков подряд и "птички" - чириканье птичек, происходящее благодаря воздуху и дистиллированной воде. Павел Николаевич демонстрирует, как работают "колокольчики".



Удивительный и очень сложный инструмент!

Система Constellation отправляется в режим парковки, а я на этом заканчиваю рассказ о самом большом музыкальном инструменте нашей страны.



Спасибо пресс-службе Московского Международного Дома Музыки и Ирине Черкасовой rodham за возможность увидеть "короля инструментов" изнутри.

© 2017, Алексей Надёжин




Основная тема моего блога - техника в жизни человека. Я пишу обзоры, делюсь опытом, рассказываю о всяких интересных штуках. А ещё я делаю репортажи из интересных мест и рассказываю об интересных событиях.
Добавьте меня в друзья здесь. Запомните короткие адреса моего блога: Блог1.рф и Blog1rf.ru.

Второй мой проект - lamptest.ru. Я тестирую светодиодные лампы и помогаю разобраться, какие из них хорошие, а какие не очень.

Последние записи в журнале

  • Распродажа на Aliexpress

    Сегодня на Aliexpress началась распродажа, посвящённая семилетию площадки. Aliexpress раздаёт купоны, бонусы тем, кто впервые ставит мобильное…

  • Штангенциркуль по-китайски

    Нет предела стремлению китайцев сделать вещи ещё дешевле. На Алиэкспрессе появились пластиковые штангенциркули! Мне был нужен дополнительный…

  • Приложение Метро Москвы

    Московский метрополитен создал мобильное приложение, в котором помимо карты метро с прокладкой маршрутов есть ещё очень много полезной информации.…

  • Презентация смартфона Huawei P10

    На этой неделе в Москве прошла презентация смартфонов Huawei P10 / P10 Plus и умных часов Huawei Watch 2. Презентация проходила в Гостином…

  • Занимательная метрология

    Два года назад я заказал из Китая источник образцовых напряжений ( http://ammo1.livejournal.com/579177.html) за $7, который с тех пор я регулярно…

  • Защита водосчётчиков от магнитов

    Многие не очень честные жильцы научились обманывать водосчётчики, устанавливая рядом с ними мощные магниты. Оказывается, против этого придумали…

  • Эксперимент с вентиляцией

    Хорошая вентиляция в жилых помещениях - вещь жизненно необходимая. Когда окна выходят в тихий двор, для вентиляции вполне достаточно просто постоянно…

  • Вернулся из Долькабара

    Не успел я написать сегодня хороший технический пост. Только что вернулся из легендарного Долькабара. :) Побывал там на секретном винном…

  • Точный ваттметр Robiton PM-2

    Для измерения мощности светодиодных ламп в проекте http://lamptest.ru я использую прибор Robiton PM-2. Он оказался точнее, чем встроенный ваттметр…

Buy for 300 tokens
Солнечная погода, милый пушистый пес и прекрасный Байкал. Это впечатления на всю жизнь. Тот день был замечательным, спешу поделиться настроением с вами. Первый пункт нашего плана - канатная дорога. Зимой подъемник служит по прямому назначению, там горнолыжный центр Истлэнд, летом - чисто…
А доцент рассказал, почему звук далеко не такой, как во времена настройки и конструирования органов Альбертом Швейцером?
Грандиозно. Деревянные тяги не подвержены температурному расширению, а вот влажность воздуха оказывает ли на них влияние? По крайней мере деревянный паркет довольно сильно гуляет в зависимости от влажности. Есть ли у органа система поддержки микроклимата?
может кто-нибудь простым языком, человеку не различающему ноты, объяснить что такое регистры в данном случае?
А правда что те трубы которые видны на фасаде органа, из зрительного зала - чисто декоративные? (ну за исключением горизонтальных, в этом случае, про них я понял).
походу инженегры не осилили нормально сделать усиление, но деньги все же взяли. теперь приходится просто клапан называть электронным усилением)))
Я думаю, что дело тут не в возможностях инженеров и не в деньгах. Есть определенная традиция и определенное количество органистов в мире. Есть школа органной музыки. Есть традиции исполнения. Изменение инструмента может происходить, но оно должно быть эволюционным и постепенным.

Сравните с фортепиано. Теоретически возможности у электронного фортепиано огромные. Теоретически это более совершенный инструмент, чем обычный рояль. Скажем, с точки зрения диапазона извлекаемых звуков. А не тут-то было. Все равно концерты исполняются на роялях Steinway, Yamaha и прочих. Они делаются, стоят огромные деньги, и будут делаться. И классику будут исполнять на них. И не только классику.

Музыка -- слишком тонкая материя, чтобы все определялось только возможностями техники.
>дерево наименее подвержено температурному расширению.

Шта?!
А пластик, значит, более подвержен?
А в зале Чайковского на много меньше? Навскидку не нашёл их сравнение, а по описанию не ясно.

Забавно: регистры, спецэффекты, фактически имитация первых синтезаторов.

Я когда был в музыке и играл на танцах (80-е года), в России примерно такие и были, если не считать импортных. Ямаха, была чем-то труднодостижимым из-за стоимости, а у кого были бабки юзали "Вермоны".

Первые российские "Электроники", тогда только появились. Ничего была машинка, по звуку не сильно отличалась от Вермоны, но вот по управлению...
Чтобы перейти на более или менее другое звучание, надо было выдвинуть кучу ручек (примерно как здесь). Приходилось записывать и ставить на пульт не ноты песни, а схемы выдвижения этих ручек, в общем полный пипец. Но ничего справлялись. Позже конечно, в 90-х стало проще.


Edited at 2017-03-09 22:46 (UTC)
Недавно в этом блоге просвечивали лампочку рентгеном, и я сперва не туда поставил ударение, думал, что путешествие внутрь Органа xD
Не в порядке троллинга а любви к истине ради - звук именно этого органа мне не очень нравится. Какой то он "хайфайный". С сильными и резкими сибилянтами как на транзисторном усилителе :). Может виной горизонтальные "дудки" которые зудят прямо в уши, не знаю.