Orange

Автомобильные аккумуляторы

Вчера я посвятил несколько часов тому, чтобы разобраться с выбором автомобильного аккумулятора. Спешу поделиться добытыми знаниями.




Оставшись на целый день без электричества на даче я снова вспомнил о своей идее резервного электропитания (http://ammo1.livejournal.com/282364.html).

Хотел уже было в Ашане купить за 1900 рублей самый дешёвый российский аккумулятор на 60 Ah за 1900 рублей, но вычитал у него в инструкции два пункта:

1. При зарядке аккумулятора выделяется взрывоопасный водород.
2. Аккумулятор нельзя наклонять более, чем на 45 градусов, так как из него может вытечь электролит, основу которого составляет чрезвычайно опасная серная кислота.

Рядом стоял аккумулятор Bosch за три с чем то тысячи, в инструкции которого было написано, что он полностью герметичен.

Я решил сгоряча ничего не покупать и сначала разобраться с типами аккумуляторов.
Оказывается, аккумуляторы бывают обслуживаемые и необслуживаемые.

Обслуживаемый аккумулятор (тот самый, из которого выделяется водород и может вытечь кислота) легко распознать по шести пробкам на верхней крышке.



У необслуживаемого аккумулятора пробки закрыты дополнительной крышкой, причём, насколько я понял у некоторых аккумуляторов (например, Bosch) крышка герметична, у других (например, Varta) негерметична.



Ещё существуют аккумуляторы с гелевым электролитом, но, насколько я понял, они очень дорогие.

В интернет-магазинах самый дешёвый аккумулятор, ёмкостью 55Ah стоит 1650 рублей, при этом необслуживаемые аккумуляторы Bosch S3 Silver и Varta Black Dynamic, ёмкостью 56Ah стоят 2400 рублей. Странно, что аккумуляторы других приличных брендов (Medalist, Exide) стоят дороже.

Раз так, будем выбирать из Bosch и Varta.

У обоих фирм модельный ряд недорогих аккумуляторов состоит из трёх моделей:

Varta Black Dynamic - базовая модель
Varta Blue Dynamic - улучшенная модель
Varta Silver Dynamic - топ модель

Varta публикует на сайте и в буклете только рекламные фразы, поэтому чем отличаются три модели, кроме стартового тока не известно. Скажу только, что у меня в машине Silver Dynamic этой зимой пережил полный разряд и хранение в полностью разряженном состоянии два месяца, после чего зарядился и отлично работает, показывая ёмкость 68Ah при номинале 74Ah.

У Bosch информации чуть больше:

Bosch S3 Silver - базовая модель
Bosch S4 Silver - на 15% больше стартовый ток, на 20% больше срок службы,
Bosch S5 Silver Plus - на 30% больше стартовый ток, на 30% больше срок службы, минимальный саморазряд.

Посмотрим на цены:
Varta Silver Dynamic 61 Ah - 2900 рублей
Varta Blue Dynamic 60 Ah - 2450 рублей
Varta Black Dynamic 56 Ah - 2400 рублей

Bosch S5 Silver Plus 61 Ah - 2900 рублей
Bosch S4 Silver 60 Ah - 2450 рублей
Bosch S3 Silver 56 Ah - 2400 рублей.

Как видно, покупать младшие модели не имеет никакого смысла - при значительно худших параметрах они стоят почти столько же. Разница между средней и старшей моделью - 450 рублей, это всего 20% стоимости аккумулятора.

На мой взгляд имеет смысл брать Bosch S5 Silver Plus, потому, что он герметичный, а в моём случае важно, чтобы аккумулятор медленнее саморазряжался и хорошо переживал мороз.
Брать аккумуляторы других производителей (а тем более отечественные, которые дешевле менее, чем вдвое) не вижу никакого смысла.

Странно, почему везде в характеристиках автомобильных аккумуляторов вместе с номинальным и пусковым токами не указывается тип аккумулятора (обслуживаемый или необслуживаемый) и тип электролита.

upd: Если вы покупаете аккумулятор для машины нужно знать полярность (прямой - плюс слева, обратный - плюс справа), ёмкость и габариты аккумулятора. Обычно в интернет-магазинах есть возможность поиска аккумулятора по марке автомобиля.

промо ammo1 июль 28, 2013 11:00 30
Разместить за 200 жетонов
Я создал музыкальное приложение к моему блогу - сообщество ammo2. Теперь ежедневные музыкальные видео будут появляться там. Всех, кому интересны мои музыкальные находки и радует музыка, которая радует меня, приглашаю записываться в новое сообщество:…
У тебя нет ощущения, что аккумуляторы Bosch и Varta на твоей картинке отличаются только наклейками?
3 года назад купил аккумулятор отечественной сборки "Зверь" на 60 Ач и не жалею ни капли. Варта с теми же токами и размерами (что в моём случае было важно) стоила на 30-50% дороже.
у меня сейчас 2 варты в двух машинах. Black и Blue. Оба хороши. К сожалению, уже оба разряжал в 0 и заряжал, Blue уже несколько раз подвергал этой экзекуции... работает.
Правда подолгу разряженными их не держал.
Брал себе недорогую Варту на авто с дизельным двигателем (который, как известно, пускается в холода труднее и далеко не всегда с первого раза). Минимум две зимы (года два с половиной, а то и три) отъездил безо всякого к нему внимания, просто поставил и забыл. До сих пор ходит, наверное, только что машина уже продана.
И, по-моему, брать обслуживаемые - тоже уже нонсенс в наше время. Готовить, доливать электролит, возможно, заряжать еще перед использованием.
Нет уж. Купил необслуживаемый, заряженный, увидел, что он, допустим, года через четыре уже не тот - выкинул и купил новый, благо, цена, приведенная здесь, до 3000, не так высока, чтобы еще что-то выгадывать.

P.S. Покупающим новый аккумулятор я бы еще посоветовал смотреть на его габариты (т.к. во многих небольших машинах аккумулятор стоит меньшего размера), на полярность (обычная или обратная) и на размеры (и, кажется, даже форму) клемм - они тоже бывают разные.
Ну, обладая вышеприведёнными знаниями, наверное стоило брать более дорогую, тем более, что 450 рублей совсем не деньги в данном случае.

А про габариты, ёмкость, полярность и всё остальное я не стал писать. Думаю, если человек будет покупать аккумулятор для машины он и сам с этим всем разберётся. Главное понимать, что покупать.
про "обслуживаемые" и "необслуживаемые".
если вы, в процессе использования допускали повышенный ток заряда, и акк кипел, то его придется таки обслужить - т.е. проверить уровень и плотность электролита.
в этом случае, крышечку, закрывающую клапана придется снять
Я сильно сомневаюсь, что её можно снять, не отломав.
И не очень понимаю, как можно "допускать повышенный ток заряда". ЗУ автоматическое, машина тоже не может перезарядить, насколько я понимаю.
Я вот кстати не понимаю логики про то, что если на 1000 дороже такой же по параметрам, но сбоку bosсh написано - очевидно надо брать bosch. Мне вот не очевидно.
Осенью 2009 года у меня помер акум, который достался мне вместе с машиной. Встал вопрос о замене.. Приятель посоветовал "Тюмень". Сказал что живучий.. В общем купил. Дешевле варты и остальных, но не самый дешевый вроде был. Черный, на боку наклейка "TYMEN BATTERY". Пока никаких нареканий на батарею нет.. Всю прошлую зиму машина простояла под снегом (не из-за аккумулятора), по весне свозил на обслуживание, долили, зарядили. Работает.
Очень важен тип аккумулятора:
1. Малосурьмянистый
2. Кальциевый
3. Гибридный

2 и 3 не требуют обслуживания и более неприхотливы, но ровно до тех пор, пока их однажды не разрядят в ноль. Первый же разряд сильно снизит их емкость (кальций осыплется), а еще парочка - убьет. На рынке 2 и 3 занимают 90%

1 - требует больше внимания (доливка водички), но при этом не боится глубоких разрядов и может долго работать в циклическом режиме. Такой аккумулятор подойдет для тех, кто будет использовать аккумулятор для питания внешних устройств, скажем походникам или любителям DIY. Ну или для тех, кому не повезло купить машину с отрицательным электрическим балансом.
По-моему, "необслуживаемый" в приложении к автомобильному аккумулятору - это значит лишь что водички туда подлить нельзя. Герметичным он быть не может, водород должен выходить. В т.н. "необслуживаемых" он выходит через хитрые клапаны просто, и чрез эти же клапаны _теоретически_ не должна вода выливаться.

Я бы для таких целей брал гелевый, они не боятся глубокого разряда, который инвертором можно запросто организовать.

PS. С холодильником ровным счетом ничего не случится и за сутки (особенно, если туда поменьше лазать), не стоит инвертор мучить лишней нагрузкой - при включении компрессора ток там нормалный...
Алексей!
для увеличения времени работы ИБП необходим ГЕЛЕВЫЙ аккумулятор.
объясню почему: автомобильные акб - это пусковые аккумуляторы - ток могут выдать большой, в течении небольшого периода времени (пусковые токи в автомобиле около 100А, а время работы - секунды), гелевые - наоборот - разряжаются долго, но малым током. Гелевые акб имеют большой ресурс по заряду-разряду.

стоят гелевые акб конечно дороже чем автомобильные, служат очень долго - около 8 лет.
широкое распростронение гелевые акб получили в сотовой связи - на каждой базовой станции их стоит группы по 3 из 4х 12ти вольтовых банок.
(Анонимно)
НА представленной вами картинке акума бош он тоже не герметичный. На плюсовой клемме находится защитный колпачек, у которого сбоку есть еще одна маленькая заглушка. Вот отрывается от защитного колпачка заглушечка и вставляется в бок аккумулятора чтобы при близком контакте с металлом автомобиля не происходила чрезмерная коррозия. Так как через маленькое отверстие как раз выходят пары.
выше сказано абсолютно верно, автоаккумулятор дает большой ток кратковременно, а надо небольшой и долго.
но вывод сделан неправильно, зачем то ударились в конкретику - гелевый не гелевый.

так вот надо брать НЕ гелевый аккумулятор, а обычный НЕ автомобильный аккумулятор.

хотя то, что касается цены - верно. этот аккум будет дороже. но не потому что гелевый, а потому что рынок автомобильных аккумуляторов насыщен и конкурентный, а не автомобильных ненасыщен.
Если в дебри,...
...то слишком долго, если кратко, то настоящий не обслуживаемый - гелиевый (в принципе можно сделать самостоятельно из обслуживаемого, зайдя на форум электротранспорта), остальные - не герметичные и не любят наклоняться. Кипеть и отдавать водород для образования гремучего газа будут все не гелиевые, только один больше в разы, а другие меньше при прочих равных (из-за добавления кальция).
А кипеть они могут только в одном случае - большом токе заряда...
Классически считается, что безопасным зарядом для 12В кислотно-свинцовых батарей является ток величиной 0,1емкости батареи в Амперчасах выраженный в Амперах при напряжении подзарядки 14.4 вольта. Увеличьте ток зарядки - получите водород.. Зарядный ток меньше порогового значения только увеличит время зарядки АКБ.
Так что, вам надо обеспокоиться не только получением переменки достаточной мощности, но и зарядным устройством к нему, ИБП использует ток зарядки меньшей мощности, а включается при падении напряжения ниже определенного порога, поэтому обнаружив большой ток зарядки уйдет в режим перегруза... Короче - не все так просто, хотя при желании можно сделать хорошую систему со стабильными характеристиками, чтобы питаться уже от нее всегда с гарантией от бросков в многострадальной общей сети..
Re: Если в дебри,...
зависит от реализации цепи зарядки в упсе. там может быть и тупой стабилизатор тока. он его ограничивает милиампер до 100 - и хоть ты там перемычку поставь ;) но в случае перемычки сработает другая защита, если она есть.

ну и это... давайте не путать гелевый и гелИевый. гелий - это газ. а гель - это такая густая жижа. акумы - они гелевые. газовых пока не придумали ;)
(Анонимно)
Щелочной нужен. Тот который для лодочных электромоторов. Разряда не боится, необслуживаемый, расчитан не на большие пусковые токи, а на длительную нагрузку. Относительно экологичен. Стоит дороже автомобильного, но дешевле гелиевых.
О, кстати, вспомнил еще. Не стоит брать аккумулятор емкостью значительно больше родной. Вроде как чревато недозарядом (генератор-то остается прежний), а это для батареи вроде как не очень хорошо.
я вот прям не знаю, откуда взялся этот миф. генератор - он восполняет энергию, которую потратил аккумулятор при работе потребителей от него. при пуске машины энергия на работу стартера потратится примерно одинаковая, соответственно, и восполнять ее генератору придется в ровно тех же количествах. другое дело, что на более емком аккумуляторе можно музыку там на стоянке послушать подольше и т.п., и в этом случае он сядет позже, и заряжать его нужно будет дольше. но закон сохранения энергии - продолжает работать...
>> Брать аккумуляторы других производителей (а тем более отечественные, которые дешевле менее, чем вдвое) не вижу никакого смысла.
если для дома, то может быть, а если для автомобиля - то не все так однозначно.
мне с машиной досталась Варта. намучился, пока не сменил. :-)
свои пять копеек:
у нас в новосибе, при наших морозах популярны японские аккумы - сам езжу на Furukawa серия Super Nova. Я когда выбирал, нашел у них посностью герметичный аккумулятор - т.н. серия 9000. Да, аккумы все необслуживаемые. Варта - гуано полное, два года не выходил...
хороший пример темы, в которой вы до конца не разобрались, а нахватались по верхам.

1. абсолютно герметичных кислотных автомобильных не бывает, там у всех есть клапаны, при зарядке выделяется газ
2. варта и бош которые у нас на всех углах продают - одно и то же, самые подделываемые аккумуляторы
3. характеристики написанные ничего особо не значат, внутренности могут быть совершенно одинаковые, главное при выборе заменя кроме требуемых номиналов и размеров - срок изготовления (чем свежее тем лучше) и напряжение на батарее (чем больше тем лучше, если меньше 12 В то лучше вообще не брать)
4. отечественные заводские аккумуляторы пусть не такие красивые, но зато самые дешевые и честные, их еще и подделывать не так сильно любят. изготовление аккумуляторов - это не хай тек, технологии куча лет, главное чтобы был свежий и не поддельный
5. чтобы аккумулятор долго прослужил за ним нужно следить, он должен быть всегда максимально заряжен, особенно зимой, иначе замерзнет, а это очень-очень плохо. должна быть исправна система заряда, которая не будет перезаряжать. уровень электролита должен быть в норме, его уровень может уменьшится даже в "герметичных" батареях.
6. ставить аккумулятор большей емкости не всегда хорошо, если постоянно включено много электрики или ездят на авто мало, то он будет недозаряжен, что ему не на пользу

Edited at 2012-10-02 11:17 (UTC)
1. Про первое уже понял.
2. Понятно, что подделываемые, значит очень важно брать оригинал.
3. Думаю, у оригинальных аккумуляторов разница всё таки есть
4. Возможно. Но я не встречал необслуживаемые отечественные.
5. Есть версия, что некоторые этого боятся меньше, чем другие.